Пальчиковая гимнастика – усовершенствование речевого аппарата ребёнка


Печать Печать

Все мы в детстве играли в различные игры с пальчиками (взять, к примеру, хотя бы «Сороку-ворону», что кашу варила). Зачастую родители делали это автоматически, играя со своими детьми так, как играли с ними в их детстве, не зная, что, кроме положительных эмоций, дети получают в результате
таких игр гораздо больше – развитие мелкой моторики рук, и как следствие – развитие речевого аппарата. Дети с удовольствием повторяют смешные движения, невольно готовясь к дальнейшим нагрузкам в школе. Пальчиковую гимнастику следует начинать с простейших упражнений и со знакомства детей со своими пальчиками – с их названиями, предназначением. Позже пальчиковую гимнастику и отдельные её элементы следует проводить перед рисованием, лепкой, аппликацией, письмом либо после них. Нужно следить за тем, чтобы не перегружать ребёнка занятиями и чередовать разные виды заданий с пальчиковой гимнастикой. Хотя играть с пальчиками можно и просто так, в свободное время. После того, как детки запомнят названия своих пальчиков и овладеют простейшими движениями, можно усложнить гимнастику –делать из пальчиков различные фигуры, ставить с пальчиками мини-сценки, к примеру, во время стишков-зарядок для пальчиков.
И не забывайте об игрушках, которые развивают мелкую моторику рук ваших деток! Это известные вам игрушки-шнуровки, пальчиковые игрушки, которые «Мамино солнышко» часто предлагает вашим малышам.

С такими начальными приёмами пальчиковой гимнастики могут справиться
даже самые маленькие:
«Молоточек»: указательным пальчиком одной руки стучать по ладошке другой.
«Молоточки»: одним сжатым кулачком стучать по другому кулачку.
«Мельничка»: поставив один кулачок над другим, делать ими обоими обороты.
«Волны»: выполнять волнообразные движения руками перед грудью – с одной стороны в другую.
«Шинкуем капусту»: ребром одной ладони бить по развёрнутой другой ладони.
«Стираем бельё»: тереть одним кулачком по другому (костяшками пальцев).
«Конь бежит»: поочерёдно стучать по столу четырьмя пальцами руки (кроме большого).
«Слон идёт»: выставив вперёд указательный палец (хобот), переступать четырьмя пальцами по столу.
«Ёжик»: соединяем ладони, разместив пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

Для старших деток можно предлагать целые стишки, например:

Птенцы в гнезде
Полетела птичка-мать
Малышам жучков искать.
Сами детки не летают –
Только в гнёздышке пищат.

(Все пальцы правой руки обхватить ладонью. Сделать
«гнездо». Если шевелить пальцами правой руки, создаётся
впечатление, что в «гнезде» живые птенцы).

Если у малыша не получается точно воспроизводить движения – ничего страшного! Не нужно заставлять его чётко всё выполнять. Проговаривайте стишки, показывая на своём примере, как правильно. И играйте, чтобы ребёнок не потерял интерес. Главное, что он старается, и рано или поздно у него всё обязательно получится.

Комментировать: