Чтоб ребёнок был послушным


Печать Печать

Вопрос. Мой ребёнок меня не слушается. Кажется, он игнорирует всё, что бы я не сказала, даже
когда кричу или угрожаю. Как его заставить меня слушаться?

Ответ. Все дети время от времени демонстрируют «выборочный» слух. Маленькие дети плохо воспринимают длинные логические объяснения. Логика для них не важна. Поэтому, давая детям инструкции, объясняя правила, прося о чём-то, будьте при этом мягкими и говорите кратко. Выберите то  , который будет способствовать послушанию, посмотрев на проблему глазами ребёнка. Признавая чувства ребёнка, вы даёте ему понять, что его мнение для вас важно и вы понимаете, чего он хочет.
Тогда более вероятно, что малыш на самом деле услышит то, что вы ему говорите.

Советы

1. Когда вам нужно обсудить с ребёнком что-то важное, выбирайте моменты, когда он кажется спокойным и способным услышать вас. Для подобных бесед лучшее время – перед сном, во время купания или даже когда вы вместе едете в машине.

2. Помните, что большую роль играют правильно подобранные слова и тон голоса.

Нине было стыдно сознаться, что она часто забывала, что должна быть просто вежливой со своими детьми так же, как она вежлива с чужими людьми. Когда её 5-летний сынишка просыпался, она сразу же начинала командовать: «Быстрее! Уже поздно! Чисти зубы! Ешь кашу! Одевайся!» Однажды утром Нина осознанно решила себя контролировать и, тщательно подбирая слова и поглаживая недовольное, уставшее личико сына, сказала: «Доброе утро, милый! Всё ещё хочется спать? А ведь уже пора почистить зубки», он улыбнулся в ответ и, зевая, пошёл в ванную без лишних слов и возражений. Такой добрый подход к ребёнку определил настроение всего дня.

3. Будьте поближе к ребёнку, погладьте его по руке и посмотрите в глаза, прежде чем начать говорить. Вам может показаться, что малыш игнорирует вас, но это может быть не так – маленькие дети часто настолько увлечены делом, что, действительно, совершенно не слышат вас.

4. Обращайтесь к ребёнку чёткими и понятными словами, чтобы он понял, чего вы от него хотите.

Один папа понял, что эффективнее пользоваться не общими командами: «Приберись в своей комнате!», а конкретными просьбами: «Пожалуйста, положи машинку на полочку».

5. Пользуйтесь «я»-предложениями, выражая свою точку зрения. «Я»-утверждения – это выражения от первого лица, которые выражают собственные чувства, убеждения, эмоции и т. д. без давления на того, кто слушает. Например, кто-то из родителей говорит ребёнку: «Я действительно сержусь. Мне не нравится смотреть на разбросанные игрушки, мне нужна помощь». И с этими словами ведёт малыша выполнять задание.

Когда у Ольги лопнуло терпение и она крикнула: «Ну почему вы так ленивы?! Немедленно соберите книги!», её сыновья начали защищаться и обвинять друг друга, вместо того чтобы собрать книги. Когда она овладела собой и спокойно и честно сказала детям: «Я очень расстроена, поэтому и сержусь. Я попросила вас обоих собрать книжки, а они до сих пор на полу», то сразу же добилась выполнения своей просьбы.

6. Не начинайте свои фразы из трёх запрещенных слов: «если», «ты», «почему». «Если» воспринимается ребёнком как угроза. «Ты» – как сигнал натиска. «Почему» – требует от ребёнка объяснения его поведения, чего он чаще всего не может сделать.

Одна мама приучила себя говорить: «Надо поскорее убрать в комнате» вместо: «Если ты не начнёшь сейчас же уборку, то пожалеешь». Вместо злых обвинений: «Посмотри, какой ты неуклюжий! Ты разлил молоко» можно добиться лучшего результата, сказав: «Возле
холодильника лужа молока. Вот салфетки, чтоб её вытереть».


7. Предупредите ребёнка за 5 минут перед тем,
как вам вместе надо будет начать уборку или идти на улицу, одеваться и т. д. Можно сказать так: «Скоро будем обедать. Когда зазвонит будильник, пожалуйста, пойди помой руки, а потом будем кушать».

8. Разбейте задание на меньшие части, давая одну инструкцию за раз, пусть ребёнок выполнит одну просьбу и только потом получит следующее задание.

9. Выражая свою точку зрения, используйте как можно меньше слов. Дети лучше реагируют на простое и короткое «обуваем сапожки», чем на тираду типа: «О Боже! До начала занятий осталось 5 минут! Коля, ты слышишь?! Где твои сапожки? Немедленно обуй их!»

10. Пользуйтесь зрительными или слуховыми сигналами, чтобы привлечь внимание ребёнка. Например,
повесьте в коридоре табличку с нарисованными курткой, шапкой, рюкзаком, варежками, книжками, чтоб
напоминать детям, что им нужно взять, собираясь в школу.

11. Для привлечения внимания попробуйте тихонько петь или шептать, вместо того чтобы кричать. Некоторые дети слушают внимательнее, когда что-то плохо слышат.

12. Если хотите, чтобы ребёнок проявил инициативу, то замените команду вопросом.

Катя заметила, что значительно лучше «срабатывает» вопрос: «Петенька, что тебе надо взять сегодня в школу?», чем команда: «Поторопись! Сегодня вторник. Сейчас же возьми библиотечные книги!»

13. Показывайте, что понимаете чувства детей. Дети становятся более успешными, когда чувствуют, что их понимают.

Дина сказала: «Я вижу, что вы устали, вы всё утро зеваете. Конечно, тяжело собираться в школу, когда хотелось бы остаться дома. Но ничего, завтра cуббота, так что не будет никакой школы, а сейчас вам нужно обуть сапожки и идти».

14. Помните, что «слушание» – это улица с двухсторонним движением, поэтому демонстрируйте ребёнку желаемое поведение. Покажите ему пример, прекратив заниматься своими делами и, действительно, выслушав его, когда ребёнок что-то вам говорит.

Комментировать: