Договориться с малышами всегда проще, чем наказать


Печать Печать

Дети есть дети — они всегда будут шуметь, немного безобразничать, лезть
туда, куда не всегда можно. В общем, это нормально, ведь у детей совершенно другие потребности в расходовании энергии, чем у нас, взрослых. Детям все интересно, они стремятся все почувствовать и познать на себе. Однако иногда поведение ребенка переходит определенные границы и начинает испытывать нервы родителей на прочность.
Не торопитесь наказывать малыша! Психологи утверждают, что есть более
действенные способы контроля и исправления детского поведения.

Способ естественных последствий

Суть этого способа заключается в том, что родители совсем не участвуют в наказании. Малыша наказывают естественные последствия его неправильного поведения. Например, очень распространенная проблема —
ребенок не убирает свои игрушки после игр. Что вы часто делаете в такой ситуации? Вы ругаете ребенка, а потом сами же убираете игрушки. Или же после ссоры ребенок самостоятельно убирает, но тайком прячет обиду на вас. А когда малышу захочется найти любимый паровозик или мишку, вы покорно ищете игрушку среди беспорядка, чтобы порадовать ребенка.
Что же советуют делать психологи? Они настаивают на том, что родители должны приучать детей нести ответственность за свои поступки с детства. Даже если поступки имеют негативные последствия. В ситуации с
игрушками специалисты советуют отстраниться, не нервничать. Да, вы уже неоднократно объясняли ребенку, что игрушки надо убирать. Ваш малыш хорошо это знает. В следующий раз, когда ему понадобится его любимая
игрушка, пусть попробует найти ее самостоятельно и поймет: когда в вещах порядок — сделать это гораздо проще.
НЕ раздражайтесь, спокойно объясните малышу, что вы сейчас заняты и у вас нет времени искать игрушку.
Но! НЕ прибегайте к способу естественных последствий, если:
* естественные последствия опасны для здоровья или безопасности малыша;
* ребенок еще не может сделать выводы из урока (например, таким образом вы не отучите младенца грызть игрушки).

Способ шуток

Этот способ советуют применять к детям, которые переживают очередной возрастной кризис. Типичная ситуация — ребенок устраивает показательную истерику при посторонних, требуя новую игрушку, сладость или еще что-то. Мама бьет малыша по попе, пытается как можно быстрее успокоить и убрать его от посторонних глаз. Или же наоборот — начинает уговаривать и утешать, что еще хуже, ведь тогда ребенок чувствует, что мамой
можно продолжать манипулировать. Часто в таких истериках малыши уже и сами рады успокоиться, но прекратить плакать — для них означает
проиграть при посторонних. В такой ситуации поможет шутка. Без оскорблений и издевательств, по-доброму пошутите. Например: «Ой, кто это у нас застрял в земле? Это же репка! Тянем-потянем, вытянуть не можем. Надо звать бабушку, Жучку, внучку! Звать?» Сначала малыш удивится, начнет с недоверием к вам прислушиваться, а затем очень быстро включится в игру. Ребенок будет невероятно благодарен вам за то, что вы развязали конфликт так непринужденно и не унизили его при этом при посторонних.

Способ крепких объятий

Это вовсе не означает, что ваши объятия и сюсюканья должны быть ответом ребенку, который ведет себя плохо.
Нет. Будьте тверды, но не злы. Ваша задача — с помощью физического контакта остановить маленького хулигана.
Сначала можно установить контакт, схватив (не жестоко!) малыша за руку. Далее попробуйте посадить ребенка на колени, обнять. Обнимайте и спокойно объясняйте, что малыш ведет себя плохо, в чем он не прав. Задача метода — успокоить и объяснить ребенку, что он неправ, но при этом дать ему понять, что даже таким его любят. Поэтому важно, чтобы ваши действия были сдерживающими, спокойными, голос не срывался на крик и оскорбления. Однако помните: малышу должно быть комфортно и удобно, не давите сильно. Если почувствуете, что он расслабляется и прижимается к вам, значит, вы все делаете правильно.

Способ ледяного спокойствия

Иногда необходимо не поддаваться на провокации ребенка. Он может просто испытывать вас. Например, малышу не купили желаемую игрушку, он начинает злиться, разбрасывать все вокруг, кричать. Не реагируйте,
выйдите из комнаты, дайте ребенку возможность «выпустить пар». Позже вернитесь в комнату и спокойно спросите: «Закончил? А теперь надо убрать. Справишься сам или тебе помочь?». Таким образом, малыш убедится,
что агрессивное поведение не дает положительных результатов, и прекратит его практиковать.
Помните! Быть спокойным — не значит быть равнодушным. Помогите малышу убрать, если он просит. Обнимите его, скажите, что все равно его любите.

Способ перерыва

Небольшая пауза во время конфликта дает возможность его участникам немного остыть, успокоиться.
Трехлетнему малышу кажется смешным, что он бросается хлебом за столом. Все просьбы лишь подстегивают его. Не повышайте голос, спокойно возьмите малыша и выведите в другую комнату. При изменении обстановки
ребенок быстро успокоится и, когда вернется к столу, будет вести себя хорошо.
Имейте в виду: это не наказание малыша одиночеством — вы также можете посидеть в комнате с ребенком.
Цель этого способа — не изолировать дебошира, а помочь ему прервать плохое поведение.

Психологические игры

В возрасте 2 — 5 лет для ребенка чрезвычайно важно чувствовать себя значимой личностью. Попробуйте не указывать ребенку, что делать, а немного схитрите — пусть малыш думает, что он сам принял то решение,
которое и было вам нужно. Например: «Поедем в поликлинику на автобусе или прогуляемся парком?» Или же можно идти на небольшие уступки — например, сходите поиграть с малышом в мяч, если он так хочет, а потом ребенок съест суп. «Я же тебя послушалась и играла в мяч, теперь твоя очередь слушаться».
Но есть определенные ситуации, когда уступать ребенку нельзя! Например, бегать по дороге или кататься на поломанных качелях.

Способ торга

Психологи считают, что дети более рациональные, чем мы думаем. Поэтому, если возникают определенные ситуации, где можно договориться, смело делайте это! Например: «Хорошо, давай посмотрим еще этот мультик,
а потом ты уберешь игрушки». Однако будьте тверды: один мультик — значит один. Не позволяйте малышу манипулировать вами и выпрашивать еще и еще, иначе этот способ у вас не будет действовать.

Удачи Вам!

Комментировать: