Как не воспитать ограниченность у детей?


Печать Печать

Мне бы хотелось рассказать вам небольшую историю.

Жила-была одна маленькая девочка. Как и все другие детки, она была немножко волшебницей, была открыта миру, он ей казался большим и неограниченным, преисполненным загадок, непознанного и интересного. И
девочка с открытым сердцем стремилась всё понять, познать, всему научиться. Но всё время рядом появлялась уж слишком заботливая мама и постоянно повторяла: «Не трогай!», «Этого делать нельзя»! А ещё хуже стало, когда девочка начала ходить в школу. Как у многих малышей, у неё не всё сразу выходило, но она честно старалась.
Однако мама стараниями была недовольна: «Сколько можно повторять?», «Вон твоя подружка одни пятёрки носит, а ты?», «С такими оценками пойдёшь работать дворником».
И девочка сломалась.
Не сразу, но потихоньку. Все эти фразы навеки засели в её маленькой голове и начали отравлять всю её жизнь.
Девочка стала женщиной, мир потерял свою бескрайность и интересность. Познавать ничего не хотелось, учиться почему-то серьёзно было страшно, потому что всё равно не выйдет. Так же и мама говорила. Жизнь казалась серой, работа — неинтересной. Девочка уже не была волшебницей.

Что же это значит? А то, что огромное влияние на нашу жизнь имеют наши внутренние ограничения, убеждения, которые формируются в детстве. Детские убеждения — самые цепкие, самые сильные.
Они проявляются в виде наших эмоций, и малыш воспринимает их, не
задумываясь. Малыши воспринимают мир как нечто бескрайнее, родители для них — настоящие волшебники. Однако родители часто не задумываются
и не могут осознать, насколько большим является их влияние на
ребёнка. Тяжело даже представить, какое магическое влияние родительские фразы оказывают на дальнейшую жизнь малыша. Дети воспринимают информацию и эмоции очень открыто, она вливается в них, как жидкость в сосуд. И таким образом родители-волшебники ещё в детстве могут наколдовать малышу то, как он будет воспринимать себя, отношения, творчество и многое другое.

Замечательные примеры такого «волшебства» приводит в одной из своих книг писатель-психолог Грей Джон.

*Мы говорим: «Осторожно, упадёшь!», «Осторожно, собака укусит!». Ребёнок слышит: «Мир опасен, лучше вообще ничего не делать».
Лучше скажите: «Будь внимателен. Будь осторожен. Береги себя».

*Мы говорим: «Поторопись! Быстрее! Стой! Замолчи!» Ребёнок слышит: «Ты неважен. Тебе всегда придется жертвовать своими желаниями ради моих».
Лучше попробуйте договориться: «У меня есть 10 минут. Ты сможешь быстренько собраться?»

*Мы говорим: «Не плачь! Не смейся! Не кричи!» Ребёнок слышит: «Не выражай своих эмоций». Лучше попробуйте понять чувства ребёнка: «Ты чего-то испугался? Ты, наверное, устал?»

*Мы говорим: «Сколько можно повторять, объяснять!»
Ребёнок слышит: «Ты — глупый, ты — неудачник». Скажите по-другому: «У тебя всё получится, попробуй ещё раз. Я рядом и помогу, если нужно».

*Мы говорим: «Разве мальчики плачут? Ты же девочка, ты должна слушаться!» Дети слышат: «Мальчик не должен выражать свои эмоции.
Девочка — всегда жертва». Скажите иначе: «Ты огорчился, ты рассердился. Ты имеешь право это пережить».

*Мы говорим: «Как тебе не стыдно!» Ребёнок слышит: «Ты — плохой, с тобой что-то не так». Лучше скажите: «Ты ошибся». Подумайте вместе,
как исправить и не повторять ошибку.

*Мы говорим: «Посмотри, как хорошо ведёт себя(делает) он (она), а ты?» Ребёнок слышит: «Ты хуже других». Скажите ребёнку: «Я люблю тебя
таким, какой ты есть».

Желаем вам удачи в воспитании счастливых и умных деток!

Комментировать: