Формирование речи ребёнка зависит от многих факторов.
Тут и развитие мышц языка, челюсти, фонематического слуха (способности различать звуки на слух, скажем, отличать такие слова, как «лак-рак», «лес-лис» и т. п.), и правильное дыхание ребёнка, и состояние здоровья органов дыхания, зубов и носоглотки и, конечно же, то, как занимаются с малышом взрослые. Предлагаем вашему вниманию игры для развития речи детей.
1.Жираф и мышонок (Формирует речевое дыхание и правильное
звукопроизношение)
Разыграйте вместе с малышом сценку на тему «Прогулка мышонка
и жирафа». Показывайте движения и проговаривайте стишок. Попросите ребёнка повторять за вами все движения, а по возможности и стишок:
Мышонок и жираф – друзья,
Просто не разлей вода! (Стоим прямо).
Вышли вместе погулять –
Вдвоём весело шагать! (Шагаем на месте, следим за дыханием).
У жирафа рост большой.
(Поднимаем руки вверх, тянемся, смотрим на руки, делаем вдох).
А у мышонка – вот такой.
(Приседаем, охватываем колени руками, голову опускаем вниз и
выдыхаем).
Повторяем упражнение несколько раз.
2.Весёлый попугайчик (Развивает фонематический слух, способность к звукоподражанию и формирует чувство ритма )
Предложите малышу представить себя весёлым попугайчиком, который любит повторять за другими. Сначала произносите разные слоги, а ребёнок пусть повторяет их за вами. Например: «Ра-ра-ра, па-па-па» и пр. Замедляйте или ускоряйте темп, произносите слоги то тихо, то громко. Детям постарше скажите, что попугайчик хочет не только повторять слоги, но и отбивать такт лапкой.
3.Эхо
(Развивает фонематический слух, чувство ритма, дыхание )
Игра немного похожа на предыдущую, но здесь малышу предлагается имитировать эхо. Повторяйте любые слова или предложения, а ребёнка просите повторять только последние слоги (если вы произносили слова) и слова (если вы произносили предложения). Первый вариант – для малышей, второй – для дошкольников.
4.Футбол
(Развивает речевое дыхание)
Сделайте из поролона или ваты мячик и предложите ребёнку дуть на
этот шарик, чтобы задуть его в ворота (ворота можно выложить из палочек либо просто нарисовать на бумаге). Дыхание должно быть плавным, медленным и непрерывным. Можно усложнить задание. Предложите малышу высунуть язык, положить его на нижнюю губку и, дуя на
кончик языка (как бы произнося «ф-ф-ф»), пытаться «забить гол» струёй воздуха.
5.Звукоподражание
(Развивает силу голоса)
Малыш произносит фразы-звукоподражания на
выдохе. Например: «Корова – му-му-му», «Гудит поезд – у-у-у»,
«Кукушка кукует – ку-ку-ку», «Малыш плачет – уа-уа-уа» и т. п.