Рано или поздно наступает момент, когда вы решаете отдать ребёнка
в садик. Это воспитывает самостоятельность и даёт малышу больше
возможности для общения с одногодками. И всё это, в свою очередь, облегчит процесс адаптации ребёнка в школе. Однако детям любого возраста не так уж и просто начать посещать детский сад, ведь в их жизни появляются новые и не всегда приятные изменения. Этот процесс требует много психической энергии, что часто переутомляет наших крошек.
Процесс адаптации происходит у всех малышей по-разному: кто-то начинает плакать с первого же дня, кто-то начинает посещать детсад самостоятельно, а через несколько дней отказывается туда идти. Все дети разные, поэтому каждый переживает по-разному. Есть такие, которые адаптируются сразу и безболезненно, но их очень мало.
Каким же деткам легче адаптироваться?
1.Тем, которых родители готовили к посещению садика заблаговременно. Здесь речь идёт не об учёбе, а лишь о психологической подготовке. За несколько месяцев можно много рассказывать о садике, играть в «садик», гулять на его территории и пр.
2.Деткам, редко болеющим, то есть не имеющим каких-либо хронических заболеваний, которые могут обостриться в адаптационный период из-за психологического напряжения организма.
3.Деткам, имеющим первичные навыки самообслуживания. То есть умеющим частично одеваться, самостоятельно есть, ходить на горшок.
4.Деткам, соблюдающим распорядок дня. Психологи советуют: прежде чем отдавать малыша в детсад, нужно за месяц-другой начать приучать его к режиму дома. Если режим будет близок к режиму садика, это значительно облегчит ребёнку процесс адаптации.
5.Деткам, рацион питания которых похож на детсадовский. В такой рацион входят каши, запеканки, сырники, омлеты, разнообразные котлеты, тушёные овощи, супы.
Какие изменения происходят с малышом в процессе адаптации?
— Эмоции. В первые дни посещения садика ребёнок ощущает очень мало положительных эмоций. Он может плакать, бояться, злиться, либо пребывать в депрессивном состоянии заторможенности. А всё потому, что малыш грустит из-за расставания с мамой и привычной средой. Наберитесь терпения. На смену негативным обязательно придут положительные эмоции, свидетельствующие, что адаптация завершена. Однако плакать во время расставания с вами малыш может ещё долго, а после того, как вы уйдёте, может быстро успокоиться.
— Чужие люди. Первые дни ребёнок, скорее всего, не будет проявлять желания общаться с кем-либо. Не нужно его заставлять делать это, даже если малыш будет выглядеть совсем недружелюбным и замкнутым. Должно пройти время, и ребёнок начнёт общаться. Чаще всего он начинает общаться с воспитателями, а уже потом — с ровесниками.
— Познавательная активность. Она точно так же может быть снижена. Ребёнку необходимо время на освоение нового окружения. Поэтому сначала он может не проявлять никакого интереса даже к игрушкам.
— Навыки и речь. Не пугайтесь и не обвиняйте воспитателей садика, если в первые дни заметите, что ребёнок забыл кое-что из того, что умел делать или произносить. Например, не может завязать шнурки, а раньше это
делал довольно уверенно. Навыки вернутся к ребёнку, когда адаптация завершится. То же касается и речи. Даже больше — вы будете замечать у ребёнка новые достижения.
— Подвижность. Здесь всё зависит от темперамента ребёнка. Одни малыши становятся очень медлительными, другие наоборот — чересчур подвижными.
— Сон. Сначала ребёнок будет спать в садике плохо. Ему необходимо приспособиться. Вы также можете замечать нарушения его сна и дома, даже ночью. Но со временем всё нормализуется.
— Аппетит. У малыша может наблюдаться ухудшение аппетита, что связано с непривычной для него едой. Попросите воспитателей не заставлять ребёнка съедать всё, со временем ваше маленькое солнышко также приспособится.
— Здоровье. На время адаптации снижается сопротивляемость организма к различным инфекциям, поэтому малыш, к сожалению, может заболеть на протяжении первого месяца посещения садика. Однако со временем
организм придёт в норму.
Как облегчить процесс адаптации?
+ В присутствии ребёнка всегда вспоминайте садик только с положительной стороны. Даже если вы не всем довольны. Тем более не пытайтесь внушить малышу негативное отношение к воспитателям, даже если вы не во всём с ними согласны.
+ Не изменяйте распорядок дня ребёнка даже по выходным. Да, вы можете разрешить ему поспать подольше, но немножко, а не до обеда. Кстати, если ребёнку нужно отсыпаться и он устаёт на протяжении недели, значит, вы неправильно организовали день малыша.
+ Сейчас не время отучать от некоторых привычек. Подождите, пока закончится процесс адаптации. Постарайтесь, чтобы дома ребёнка окружала спокойная и неконфликтная атмосфера. Хвалите его за успехи,
разговаривайте, говорите ласковые слова.
+ Будьте терпеливы к капризам. Они возникают из-за перенапряжения нервной системы. Обнимите малыша и попробуйте переключить его на какой-то другой вид деятельности.
+ Дайте ребёнку в садик какую-то мягкую игрушку. Это своеобразный заменитель мамы. Она будет «ходить» с малышом в садик и будет всегда рядом, а прижимая к груди что-то из дома, ребёнок будет спокойнее.
+ Рассказывайте сказки. Придумайте сказку о каком-то животном или ребёнке, которым также сначала в садике было грустно. Но потом они подружились с другими детками и воспитателями.
+ Собирая малыша в садик, разговаривайте с ним спокойно, уверенно. Рассказывайте, что вы делаете (одеваетесь, завтракаете), ребёнок должен понимать, что это — обычный день. Не показывайте своё
беспокойство! Дети это чувствуют.
+ Обязательно скажите, когда его заберёте. Конкретное время успокоит
малыша.
+ Придумайте ритуал прощания — и не задерживайтесь. Помахали
ручкой ребёнку и идите прочь. Не задерживайтесь надолго, ведь чем больше
вы колеблетесь при прощании, тем больше переживает ребёнок.
Не бойтесь садика — и удачи!